cabbages and crime


17.
Даже на рассвете, купаясь в золотистых лучах осеннего солнца, покинутый шахтерский поселок выглядел жутко. На крыши, крытые тусклой, поросшей мхом черепицей, нанесло сухих листьев; тропинки между домами тоже запорошило хрусткой медью. В воздухе висела тишина, на земле валялись в спешке оставленные или упавшие вещи. Около ворот в шахту, незапертых, стояла брошенная тележка с грязными кусками камней.
- И это мрамор?
- Какая разница, Энха? Мы не бандиты, не поживиться пришли.
Самый храбрый шахтер, который согласился их сюда отвести за золотую монетку, - ибо с отвагой, видимо, совмещал и жадность тоже, - нервно озирался по сторонам. Шандир подумал, что еще неизвестно, что тревожит бедолагу больше: зловещее ли место, или компания двух киорских колдунов.
Конь Талайна недовольно всхрапнул и подался назад. Скакун Шандира тоже нервничал, но после всех приключившихся с ним со времен Варны чудес, похоже, что попривык к проявлениям Цирдена.
- Милорд, позвольте увести лошадей подальше, - подал голос талайновский лакей. Его хозяин слегка кивнул и перекинул ему поводья; Шандир нехотя отдал и свои.
- С чего они так быстро разбежались? – поинтересовался юноша. Его голос раскатился эхом среди окрестной пустоты.
- Кажется, кто-то пропал. По крайней мере, так я слышал.
- Еще как пропал, это Севьик был, я вам говорю, господа, - влез шахтер.
- Вот же бедняга.
Талайн не ответил.
Лакей вернулся, и они подошли вплотную к входу, ведущему под унылые своды шахты. Талайн проверил, легко ли выходит шпага из ножен. Шандир в это время отошел на несколько шагов, задумчиво оглядывая дома. Подергал за одну из дверей – надо же, закрыто. Спасались явно не в такой панике, как ему показалось.
- Уехали все сразу? – спросил он у мужичка.
- Нет, ваше лордство, пара-тройка семей до последнего ныкались, - в его голосе послышалось презрение, вот, мол, совсем же из ума выжили, - Габбсы эти, и Каоты, и…
- Спасибо, - оборвал его Шандир.
«Они говорили, что в шахте слышались какие-то голоса, шепоты, и так далее. Сам понимаешь, это выдумки. Вот слова о каких-то силуэтах и прочем более походят на правду, - кратко рассказывал ему Талайн по дороге. – А по ночам кто-то выл и убивал скот.»
«Аскинох.»
«Скорее всего.»
Талайн неторопливо зажег огонек в своем фонаре. В головы каждого юного детища наставники Круга тщательно вдалбливали, что вблизи Разломов прибегать к магии можно лишь в исключительных случаях… и колдовской свет явно нельзя было к таковым отнести. Пока что, по крайней мере. А если лампа разобьется, тут уж выбирать не придется.
Шандир напоследок оглянулся вокруг, подумав об аскинохе.
- Зверек-то внутри, - пробормотал он.
- А мы, к прискорбию, еще нет, - оборвал его Талайн.
Юноша сплюнул, кое-как высек огнивом искру и, когда его собственная лампа разгорелась, подозвал своего ворона и торопливо последовал за портящим ему жизнь и настроение командиром.
- А я?.. Я вам больше не нужен… Мне… идти… - затараторил шахтер.
Слуга Талайна, - Шандир если и слышал его имя, то не запомнил, - грубовато придержал его за плечо.
- Имя?
- Остак, милорд… Понимаете… у меня жена… детки…
- Идешь с нами. Еще золотой в придачу.
Остак сглотнул, поскреб бороду и, побелев, шагнул в проем.
Молчаливый прислужник замкнул процессию.
18.
Штольни были сухими и теплыми, хоть за это спасибо. В самом начале под ногами была утрамбованная ровная земля, однако чем ниже и дальше они спускались, тем больше попадалось камней и неровностей. Когда они свернули не туда, и вовсе пришлось идти по скрежещущему гравию.
- Чуешь что-нибудь, Энха?
- Смутно… если это и Разлом… то словно бы неполный. Или не такой, как прежние.
Талайн стукнулся головой о балку и ругнулся, дав Шандиру возможность сообразить, что надо пригнуться.
- Уже в какие-то сказки ударяешься, Гончая. «Не такой, как прежние». А еще у нас два Киора и четыре Аланира.
- Извольте замолчать и, вообще, погодите-ка.
Юноша остановился, крепко зажмурился и прислушался к своим ощущениям. Талайн раздраженно поглядел на него, но мешаться не стал.
- Что в той стороне? – он указал Остаку на боковое ответвление от главного ствола.
- Старые выработки, - нервно ответил тот.
- Насколько старые?
- Года четыре назад оставили. Мастер Анит боялся, что потолок просядет и…
- Спасибо. Идем туда.
Пол пошел под уклон, потолок в паре мест оказывался опасно низко – ну или Шандиру, чувствующему приступы паники от темноты и замкнутого пространства, так казалось.
Впереди раздался тихий рокот. Остак забормотал молитвы, Талайн отпрянул и слегка вытянул свой клинок из ножен.
- Может, сквозняки? – шепотом предположил Шандир. На него покосились, как на малого ребенка, однако и Талайн, и Остак расслабились.
Через некоторое время, ориентируясь на свои ощущения, юноша смог находить дорогу и без помощи Остака. Его тянуло вперед, пока они не уткнулись в тупик – точнее, просто заваленный туннель. Потолок обвалился кучей каменных глыб, из которой сейчас, словно кость, торчала треснувшая и искореженная подпорка.
Выхватив у спутника лампу, Шандир сосредоточенно оглядел пол. Старые следы, людские и от колес тележки, чуть в стороне - ссохшийся и заплесневелый кусок хлеба. Он нагнулся еще ниже и осторожно прошел почти к стене. Потом, ругнувшись, отскочил, словно наступил на угли.
- Да в чем дело? – не выдержав, процедил Талайн.
- Тут свежие следы. Вчерашние, может, позавчерашние.
- Меня больше интересует Разлом, Тени тебя побери!
- Тут и был Разлом, - раздраженно ответил ему Шандир и ткнул пальцем в следы. – Иначе и представить не могу, как человек может появиться из стены, лорд Эвья.
Глаза Талайна умудрились полыхнуть одновременно недоверием, подозрением и неприязнью.
- Что значит «был»? И какой к Теням человек?
Шандир закатил глаза – не чувствуя сейчас непосредственного присутствия Цирдена, он порядком успокоился и, стянув перчатки, ощупал пальцами стену, наткнувшись на пару высеченных рун.
- Я понимаю не больше вашего, но пару дней назад именно тут был Разлом, которого сейчас тут нет. Им… ну… пахнет, - он скривился от неудачного сравнения. – Но при этом его тут нет.
- А следы, стало быть, оставила Тень?
- Стало быть, Тень.
Он еще раз потрогал странные значки на камне, чувствуя, как холодок пробежал по спине. Талайн молчал – видимо, ошарашенный не менее его.
- Остак, - на всякий случай кликнул Шандир провожатого.
- Да, мессир?
- Что вы тут повысекали?
- А, как тут земля проседать начала, мастер велел алтарек духам высечь, ай как поумерят пыл и перестанут потолок рушить. Жрец приходил, нашептал чегой-то, велел оставить подношение, токмо его не тронул никто. Посему решили, что лучше выкинуть алтарь, раз он духам не по нраву был.
Энха вздохнул, не зная, что тут еще можно поделать и помыслить.
- Мы по уши в дерьме, - пробормотал наконец Шандир, не имея больше при себе никаких внятных умозаключений.
Остак сзади всхлипнул, услышав это, не понимая, в чем проблема, и страдая просто от абстрактного ужаса.
Шандир еще раз склонился над следами, вытащил кинжал из-за пояса и отковырял пару камней, решив изучить их потом на следы магии. Может, тут просто побывал еще кто-то из Алльяни… Он сунул камушки в сумку.
- Сзади! - раздался вопль.
Кто бы это ни кричал, он опоздал. Что-то тяжелое и когтистое сбило Шандира с ног, припечатав к полу. Челюсти клацнули около его лица, ухватили за прядь волос, пребольно дернув.
- Отвали, проклятая кошка! – испуганно зарычал он и, извиваясь под зверем, умудрился пнуть его сапогом по задней лапе. Хъеста тут же налетел сверху, целясь хищнику в глаза.
Аскинох отскочил, скалясь.
Остак, завопив, выхватил у Талайна фонарь и дал деру. Тварь сверкнула в его сторону горящим взором и напружинила лапы, готовясь его догонять.
Тут же лакей с размаху треснул зверя по морде вторым фонарем. Стекло с хрустом разлетелось вдребезги, горячее масло выплеснулось на аскиноха. Под дикий вой парень отпрыгнул, выхватив короткую саблю. А Талайн хороших слуг себе набирал, ничего не скажешь.
Шандир отполз в угол, держась за стену, с усилием поднялся на ноги и вытащил эсток, вслепую целясь в сторону аскиноха и ориентируясь по его рычанию и взвизгиваниям.
Его магический огонек появился лишь со второго раза, нервно пульсирующий и подрагивающий, словно маленькое горящее сердце. Света он давал достаточно лишь для того, чтобы высветить очертания зверя, прыгнувшего на слугу.
Шпага Талайна рассекла отпрянувшему аскиноху плечо. Тут же зверь, проскочив под очередным выпадом, вцепился ему в ногу.
Дрожащей рукой подняв с земли камень потяжелее, Шандир кинул его в аскиноха, не успев особо подумать, что это он такое делает.
- Сюда, котеночек! – хрипло крикнул он, кидая второй камень.
Аскинох мотнул головой, свалив Талайна на землю, - Тальрох Всемогущий, какая же эта зверюга все же здоровая, - и прыгнул в сторону Шандира.
Зашипев не хуже противника, Шандир кинулся ему наперерез и, в последний момент отклонившись, ну или просто-напросто завалившись вбок, вслепую ткнул эстоком.
Раздался визг, и оружие с силой выдрало из его рук.
Сверкнула шпага, опускающаяся зверю на загривок, и снова из-под потолка рухнул черный пернатый вихрь.
Талайн не смог перерубить позвонки, и зверь некоторое время корчился в агонии, пока слуга не перерезал ему горло.
- Молодец, Энха, - Талайн рассмеялся нервозным прерывистым смехом. – Хорошо попал.
Он вытянул эсток из ребер аскиноха и протянул его Шандиру. Тот машинальным движением отер его о шерсть мертвого зверя, на всякий случай поддев сначала труп мыском сапога.
19.
Не успел Стенект успокоиться после вчерашних происшествий, как случилась новая напасть.
Утром неожиданно загорелся старый склад, недавно произведенный в звание городского морга. Пока вконец смятенные жители организовали тушение пожара, большая часть здания уже вспыхнула, и долго еще над крышами плыл вязкий черный дым.
- Шандир был бы доволен такими похоронами, - пробормотал Дайна, прислушиваясь к новостям, которые возбужденно вещал на всю таверну какой-то побитый тип. – Он, по-моему, вообще не представляет, что покойников можно закапывать в землю, а не сжигать.
Он снова поднес к губам свирель.
Хесме только покачал головой.
- Думается мне, лорд Эвенир устроит тут скандал по этому поводу. Или поспособствует окончательному концу этого невезучего света.
- С чего бы? – отмахнулся парнишка.
- По его поручению, я оставил тело этой несчастной Анабисты именно там, - вздохнул Помощник.
Свирель Дайны звонко стукнула об стол.
20.
С каждым шагом пепел печально взвихривался в воздух, оседая на и так уже запыленные сапоги.
Конечно, и без того было понятно, что ничего они здесь не найдут – но Дайна все равно упрямо дотащился до обгоревшего остова здания.
Однако поведать это место ни о чем ему не могло. Даже обуглившиеся кости, и те унесли. Только если бы он научился разговаривать со стенами…
Он не понимал, почему персона этой убитой целительницы была так важна для легендарной Птицы, и, более того, не понимал, почему так важен для Шандира ее совет; но Шандир помогал ему – пусть пока и не очень-то, на самом деле, - добраться домой, и, значит, Дайна не мог не помогать ему. Да и еще обитала где-то в глубине его души надежда, что полная приключений жизнь его попутчика коснется хотя бы краешком и его.
И надежда эта не собиралась умирать, даже если Шандир непонятно куда пропал, а мифическое цирденское существо едва удалось разглядеть.
Но ведь хоть немного удалось же!.. Тетушка Ирейл вон о таких созданиях, поди, и не слышала даже.
- И все же, теперь нет сомнений, что наше вмешательство заметили, – Дайна разочарованно пнул обгоревшую палку.
- Божественное озарение, - чуть слышно пробурчал Хесме.
Дайна неохотно попросил его о помощи, в просьбе за версту чувствовался строгий наказ его старшего покровителя, но Хесме сам воспылал каким-то чувством ответственности по отношению к юноше. «Бедный мальчишка, таскается с таким типом», - думалось ему. Впрочем, самому Дайне подобная назойливость оказалась все же не в тягость: напротив, он понял, что рад даже такому простоватому обществу.
Дайна отбросил очередным пинком обгорелый скелет лампы – первое, что подвернулось под ногу, - и, легко перепрыгнув через упавшие обугленные балки, выбрался с пожарища, после чего, насколько смог, деловито отряхнул плащ и штаны от осевшего на них пепла.
- Может быть, этот человек еще в городе, - задумчиво произнес он. – Который сжег склад.
- Может быть, - эхом откликнулся Помощник.
Хесме неожиданно пихнул его локтем и указал взглядом куда-то вбок.
У края пепелища застыла еще одна фигура. Что-то отличало ее от толпы праздных зевак, некоторые из которых сегодня утром тоже поразглядывали руины и даже покопались в пепле в поисках уцелевших железных деталей. Лицо скрывал надвинутый из-за прохладного ветра капюшон, и наружу выглядывали только пряди волос, в некоторые из которых были вплетены тусклые тонкие ленты.
Руки человека вяло висели вдоль туловища, голова была как-то странно наклонена вперед, словно бы он вглядывался во что-то исподлобья.
Дайна сделал вид, что увлеченно изучает какое-то пятно на манжете, краем глаза следя за заинтересовавшей Хесме личностью. Сам Помощник вновь выразил глубочайшее сочувствие к останкам здания вокруг.
Человек развернулся и пошел прочь, вяло и словно неуверенно переступая с ноги на ногу.
Почувствовав смутную тревогу, Дайна осторожно пошел следом, увлекая за собой и посыльного.
Походка человека становилась все размереннее, изящнее и легче, теперь парнишке показалось, что это женщина.
- Что с ней не так, Хесме? – шепотом спросил он с недоумением. – Почему…
Женщина вдруг остановилась и обернулась, видимо, услышав его. Ветер колыхнул капюшон, на мгновение слегка приоткрыв лицо.
Дайна хрипло выдохнул, уставившись на нее с таким ужасом, словно ему явилась Проклятая Душа.
Впрочем, это было достаточно близко к правде.
@темы: блокнотомарательство, Птицы, Цирденские сказки
Отвали, проклятая кошка!
Так умилило... "Киса, брысь! Плохая киса!"
А зверушку жааалко
И смерти ты моей хочешь, коварный! Медленной и мучительной. От любопытства. "Вот как всегда, на самом интересном месте!"(с)
Да я просто сам аскинохов люблю х)
Ну, судьба у него такая.
Ничего, рано или поздно продолжение тебя найдет хд Я просто их сам сначала перечитываю и перепроверяю, а то б всю кучу вывалил ><
пес-предатель
Тебе меня беспокоить можно всегда, ами.
Рад слышать, что начало что-то выходить *улыбнулся* А то иллюстратором быть все же потаенная мечта.
Насчет людей - пытался вот тут: quesako.diary.ru/p185454896.htm, но такое ощущение что не совсем то вышло.
ну, для этого тебе нужно все же перед примитивизмом взять классику, а от этого ты отказался намертво, насколько я помню. ну, или хотябы рисовать в разных стилях, а не в одном.
увы, ангел мой, это все тот же стиль, только линиями и заливкой... попробуй его изменить... у тебя есть, ну, как бы шаблоны, то что ты используешь всегда... когда подойдешь к ним, используй линию без отрыва и тоже самое с покраской. это самый действенный способ из всех что я знаю.